Суббота, 20.04.2024, 17:52
| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Сценарный Пейнтбол
Как Вы уже понимаете, пейнтбол существует разный. Точнее игра одна, а вот разновидности разные и отличающиеся значительно.
Здесь мы остановимся отдельно на сценарном пейнтболе или как еще называют эту разновидность игры – тактическом пейнтболе.
Термин «тактический пейнтбол» менее распространен, нежели его аналог – термин «сценарный пейнтбол». Но надо отдать должное, термин «тактический пейнтбол» более точно отражает эту направленность игры в пейнтбол.

Для справки: Согласно толковому словарю О.Даля, слово «Тактика» в переводе с древнегреческого обозначает военное искусство; уменье располагать военными силами. Тактика есть часть стратегии, и к ней относят также рекрутскую школу и вооруженье войска.
И так, что же такое тактический пейнтбол и почему эту разновидность пейнтбола нужно называть именно так?
Ни для кого не секрет, что игра в пейнтбол представляет собой скоротечные огневые контакты и в некотором роде имитирует боевые действия с применением стрелкового оружия. Иными словами пейнтбол, для большинства в него играющих, представляет собой игру в войнушку, только на более высоком, современном, уровне. Здесь есть ружье-маркер, патроны-шары и противник, которого нужно поразить-уничтожить, дабы не мешал выполнять поставленную цель-задачу.

Также не секрет, что существует несколько вариантов игры в пейнтбол, именуемые разновидностями пейнтбола. Это спортивный пейнтбол, тренировочный пейнтбол, развлекательный пейнтбол. Спортивный пейнтбол представляет собой вид спорта – собственно пейнтбол. Когда пейнтбол используется военными или милитаризованными подразделениями с целью отработки элементов взаимодействия боевой (оперативной) группы в условиях некоей боевой ситуации – это тренировочный пейнтбол. О развлекательном пейнтболе говорят, когда используют игру в пейнтбол в качестве формы активного отдыха на природе. Тут бегают и стреляют, куда нипопадя ради удовольствия – спортивный интерес или вопрос отработки сплоченности здесь отходят на второй план. В рамках развлекательного пейнтбола умные и увлекающиеся пейнтболом люди придумали полномасштабные длительные игры со своими особенностями и назвали их сценарными играми в пейнтбол, потому что такие игры, как правило, имеют определенную сюжетную линию (сценарий) и все задания в игре (цели) соответствуют этой сценарной основе. Такие игры, как правило, проходят на достаточно большой территории, в них участвует одновременно большое количество игроков, разделенных на две или более стороны (армии) с четкой иерархической системой управления внутри армии, и длятся они сразу несколько часов подряд.

Совершенно естественно, что как только пейнтбол стал доступен народным массам, а не только одиночкам–энтузиастам, то сразу же возникла идея о проведении масштабных баталий с большим количеством участников. Да и немало людей есть на свете, которым бы хотелось ощутить себя в круговерти военных событий даже пусть «понарошку». Засады, переправы, наступления, танки, артподготовка эти слова ласкают слух многим милитаристски настроенным товарищам.

Основными идеей сценарных (тактических) игр являются реконструкции баталий минувших дней либо фантастические битвы будущего рожденные буйной фантазией организаторов. К тому же  организаторы игры частенько используют в качестве сценариев сюжеты знаменитых литературных и кинопроизведений.

Изначально первые сценарные пейнтбольные игры появились в США в конце 80-ых годов 20-ого столетия (точную дату установить достаточно трудно). Именно Штатам на сегодняшний день принадлежат все рекорды по масштабности сценарных игр 3.000 участников и 48 часов non-stop game. Наиболее известные организаторы баталий Уэйн Доллак (Мир Уэйна Доллака) и Брэд Голихью.
В 2002 году нам довелось побывать на площадке Уэйна Доллака и познакомиться с ним лично. Уэйн оказался достаточно веселым и общительным пожилым человеком, который до сих пор сам играет в пейнтбол и не покладая рук трудится на поприще организации сценарных игр для американских любителей тактического пейнтбола и прилагает все усилия для того, что бы на его играх участников становилось как можно больше, а игра при этом всегда оставалась безопасной.

 Самая первая большая сценарная игра в России была проведена в 1997 году в Санкт-Петербурге. Игра называлась «Штурм Форта», суть сценария – высадка морского десанта с целью захвата Форта №3 в Финском заливе. Тогда в игре участвовало приблизительно 90 человек, не считая болельщиков и СМИ. Изюминкой «Штурма» являлись настоящие фортификационные сооружения, а так же приданный в качестве усиления катер на воздушной подушке.
С 1998 года в России проводятся ежегодные Большие Пейнтбольные Маневры, которые за пять лет существования стали самыми крупными сценарными играми в Европе. Бренд "БПМ” стал настолько популярен, что свои "пейнтбольные маневры” теперь проводят в нескольких городах России. 2007 год для БПМ стал фактически рекордным – в игре Большие Пейнтбольные Маневры: Интербригады приняли участие более 1500 человек (!).


При этом следует отметить, что игры, о которых сейчас идет речь, мало похожи на спортивный пейнтбол с его динамикой, эмоциональностью и красочностью. Сценарным играм более присущи вдумчивость, камуфляж и скрытность. Сценарный пейнтбол больше похож на игру в войну.

В таких играх можно отметить следующие важные признаки:

1. Территория. 

Игры проходят на очень больших территориях с разнообразным ландшафтом, строениями (сооружениями). Например, Большие Пейнтбольные Маневры проходят на территории площадью около 30 Га, с лесными и заболоченными участками, с участками на которых расположены строения, с открытыми участками. 

Для тактического пейнтбола подойдет любая площадка с естественным ландшафтом – лесной массив, заброшенные здания или пионерские лагеря. Можно также использовать территорию с водными преградами – реками и болотами. Чем разнообразнее территория игровой территории для игры, тем интереснее игрокам принимать в ней участие. 

Например, мы уже упоминали о ежегодно проводимой под Санкт-Петербургом игре «Штурм Форта». В качестве территории для проведения этой игры используется территория на берегу Финского залива, где во времена Второй Мировой Войны проходила линия обороны Ленинграда и где до наших дней сохранилось большое количество оборонительных сооружений. 

При этом следует учитывать, что для тактической сценарной игры нужен не просто огромный кусок леса, стройки или болота. Необходима территория наиболее безопасная для участников игры. Безопасность территории игровой площадки – это один из основных организационных моментов для тактической сценарной игры, да впрочем, и для любой игры в пейнтбол. 

Хорошие организаторы сценарной игры всегда стремятся к тому, что бы по возможности исключить опасные участки на территории, где будет проходить пейнтбольная баталия и ограничить размеры этой площадки. 

В этой связи вспоминается история 1999 года из жизни одного подмосковного клуба, когда при организации игры возникла дыра в заборе, которой не придали значения сами организаторы, а вот один из игроков придал этой дыре значение огромное с точки зрения тактики и принялся выполнять свою игровую задачу посредством этой дыры. Если говорить проще, то смекалистый боец решил нанести противнику удар с тыла и воспользовавшись вышеобозначеной дырой в заборе пошел в обход игровой территории, чтобы внезапно возникнуть за спинами ничего не подозревающего противника. Только вот заблудился он в том месте, так как лесной массив, где проходила игра, примыкал к довольно большому и по-русски запутанному дачному поселку. И только после игры обнаружилась пропажа бойца, и на его поиски был снаряжен отряд судей, которые и нашли заблудившегося беднягу в нескольких километрах от места проведения игры. 

Территория игрового поля для тактической сценарной игры не должна быть безгранична, иначе игроков придется искать при помощи служебных собак, но также и не должна быть маленькой, иначе игрокам будет тесно, что создать игровой дискомфорт участникам. Нужно в каждом конкретном случае найти золотое соотношение количества игроков и квадратных метров, на которых им предстоит бегать. Обозначить эту территорию, как шутят некоторые организаторы колючей проволокой и вышками с автоматчиками и можно начинать игру. Кстати явно и четко обозначенный периметр игровой территории важен не только для правильной организации процесса игры, но и для предупреждения появления на игровой территории лиц, не имеющих к игре никакого отношения и не защищенных основным средством защиты – маской. Это в российских условиях весьма серьезная проблема. И зимой и летом при проведении игр в лесных массивах или где-либо еще игроки и организаторы сталкиваются с проблемой посторонних – грибников, ягодников, дикарей-отдыхающих, любопытных местных подростков, лыжников (зимой). Эти люди имеют право на лесные прогулки и зачастую просто не могут знать о проведении игры в том месте, где она их собственно застает. Поэтому нужно стараться проводить тактические сценарные игры как можно дальше от густонаселенных районов и зон массового отдыха, либо предпринимать серьезные меры по предотвращению появления посторонних на территории игры во время. Следует по всему периметру размещать предупреждающие таблички, перекрывать возможные проходы и проезды и предупреждать самих игроков о возможности появления на поле беззащитных посторонних и о действиях игроков в таких ситуациях. 

И даже не смотря на все предупреждающие меры нельзя быть уверенным на все 100%, что во время игры посторонний не объявится где-нибудь посреди поля. Организаторы и игроки всегда должны быть к этому готовы и любыми мирными способами должны удалить постороннего с поля, заодно поняв, как он на него попал и где нужно усилить периметр поля. 

Помимо границ по периметру поля обязательно следует обращать внимание на безопасность территории, где проходит игра. Опасными участками на поле могут считаться любые участки, куда игрок может упасть, наткнуться и т.д. Например, колодцы коллекторов, овраги, мосты без перил, лестницы, лифтовые шахты в недостроях, дверные и оконные проемы в зданиях и на стройках, арматура, битое стекло, любые ямы в том числе и окопы, любые строения куда игрок может забраться. То есть все те участки откуда игрок может свалиться или куда игрок может провалиться. 

Мы рекомендуем в зависимости от степени опасности тех или иных участков, либо огораживать их и вешать предупреждающие таблички, либо полностью удалять такие участки – заколачивать оконные и дверные проемы, колодцы коллектора, засыпать ямы, спиливать арматуру и т.д. И не смотря на все это не забывайте проводить среди игроков разъяснительную работу и предупреждать их о том, куда не следует лезть, и что делать если вдруг что-то прошло.

2. Игроки.

Игры проходят с одновременным участием большого количества игроков. Например, в тех же БПМ в 2006 году приняли участие более 950 человек. При этом важна система управления игроками. Она строится на армейской системе управления. Есть высший орган – генерал, есть его помощники – полковники и есть рядовой состав. В последнее время, когда в играх стали принимать четко организованные тактические команды можно говорить о появлении также и младшего офицерского состава. Ранее, когда в тактических сценарных играх одновременно участвовали от силы 40-50 человек, управление игровыми процессами полностью контролировалось организаторами игры, которые были в состоянии контролировать практически каждого игрока. Теперь в современных тактико-сценарных играх, где одновременно участвуют от 400 до 1000 человек, контролировать игровой процесс со стороны организаторов становится практически невозможно. В таких ситуациях необходим особый механизм игрового самоконтроля. Этот механизм подсказала сама игра и игроки. С появлением большого количества игроков в их среде стали появляются люди, обладающие в своем узком кругу неким авторитетом, которому подчиняются и который слушают. Так в тактическом пейнтболе появились капитаны, а в последствии и генералы. Согласитесь с тем, что когда мы начинаем играть в тактический сценарный пейнтбол нам в первую очередь хочется больше времени тратить на игру, лазать по кустам в поисках врага, выполнять некую сценарную задачу – оборонять, нападать, сопровождать и т.д. И вряд ли Вас можно заставить бросить маркер в багажник своего автомобиля и встать возле респауна, чтобы направлять ход игры и руководить такими же, как и Вы. Практически все прошли через это. Но среди нас – пейнтболистов – есть люди, которые получают удовольствие не только от стрельбы. И такие люди приезжают на игры с целью получать удовольствие от игры в тактику. Это тоже игроки. И зачастую это отличные игроки, которые прекрасно чувствуют игру, но также прекрасно понимают, что отряд безконтрольных ополченцев не противник хоть и малочисленной, но хорошо подготовленной группе. 

В давние времена на сценарных играх спортсмены пейнтболисты играли собственно составом своей команды и наводили ужас на сотни одиночных игроков. Троим-пятерым игрокам удавалось сломить оборону нескольких десятков или наоборот противостоять нападению нескольких десятков нападающих до тех пор, пока не кончится в баллоне газ.
Секрет в их самоорганизации и игровом взаимодействии, отработанном на спортивном поле до последних мелочей и нюансов.
Среди игроков, играющих в сценарный тактический пейнтбол можно выделять такие категории, как новички (их еще называют хомяками, но такое название нам кажется оскорбительным, ведь все когда-то были такими молодыми в игре и неопытными), опытные одинокие игроки (они обладают достаточным игровым опытом и имеют, как правило, личное игровое оборудование), игроки сформировавшихся тактических команд (это уже полноценные тактические команды, со своей иерархией и игровыми наработками), игроки командного состава (это, как правило, корифеи сценарного пейнтбола).
Основа и весь потенциал сценарного тактического пейнтбола – это новички. Организаторы сценарных игр, как правило, крупные пейнтбольные клубы постоянно проводят агитационную и пропагандистскую работу с целью привлекать новых игроков на свои сценарные игры, которые они организовывают. От количества вновь влившихся в ряды любителей сценарного пейнтбола зависит будущее этого направления игры, так как каждый новый игрок приносит в игру не только цифру статистики, но и свои эмоции переживания. Возможно, у многих новичков нет понимания массовой игры и осознания каких-то элементарных правил, привычных опытным игрокам, но, согласитесь, это всего лишь дело времени. И очень многое здесь зависит от опытных игроков и игроков тактических команд, которые не просто могут, а даже обязаны помогать новичкам понять тактическую игру, доходчиво объяснить новичку, что от понимания и признания игровой иерархии и элементарных правил поведения зависит удовольствие, которое может игрок получить, играя в сценарный пейнтбол. И поэтому даже неуместно даже оскорбительное прозвище – "хомяк”. 

Опытные игроки, обладая практическим знанием, обязаны передавать это знание начинающим игрокам. 

Новичок, скорее всего, не ориентируется на территории игрового поля, не слышал или не понял суть игрового задания, не в курсе системы организации штаба армии, не имеет радиосвязи со штабом, потерял карту и сценарий еще в начале игры. И для такого игрока недостаточно просто указать направление на два дерева в районе старого склада ГСМ. Он все равно не найдет это место и разочаруется.
В таких ситуациях необходимо немного больше внимания уделять игрокам с растерянным взглядом и «брать под крыло» такого бойца, стараться, выходя на поле брать его с собой и следить, чтобы он «не отвалился». Не следует бояться стать нянькой для малознакомого человека. Кто знает, может через какое-то время этот человек станет для Вас лучшим другом по жизни? 

А новичку, впервые играющему на сценарной игре, не следует строить из себя мастера одиночной диверсионно-подрывной работы в тылу противника и ни в коем случае не следует стесняться задавать вопросы игрокам, по виду напоминающим заправских спецназовцев или тем, кто стоит в штабе и во все горло кричит, что пора выходить на очередное задание. 

Кстати упомянуть, что начиная с 2006 года ситуация в отношениях между бывалыми игроками и начинающими серьезно поменялась. За 2006 год по наблюдениям многих организаторов и игроков, эти категории пейнтболистов стали более лояльными по отношению друг к другу, в играх стало меньше конфликтных ситуаций. Мы надеемся, эта тенденция будет продолжаться. 

По гендерному признаку, конечно же в тактическом пейнтболе преобладает мужская часть. Это вполне естественно, так как склонность к военным играм присуща именно мужской половине. И тем не менее следует подчеркнуть, что и женщины в тактический пейнтбол играют. Большие Пейнтбольные Маневры 2006 года тому яркий пример. После проведения этих маневров в адрес организаторов игры поступил справедливый упрек в отношении отсутствия неких укромных мест, где женщина-игрок могла бы банально переодеться не на глазах двух-трех сотен мужчин. И большинство организаторов БПМ с этим упреком согласились и наметили в планы на будущие БПМ-2007 организовать такие укромные места для женщин, играющих в сценарный пейнтбол. 

Что же касается возрастных градаций, то в тактический пейнтбол играют люди практически всех возрастов, начиная с 12 лет и до 60 лет, а может и старше. Уэйну Доллаку, к примеру, уже за 60.

3. Время. 

Игры длятся до 8 часов (в США до 48 часов). Во время самой игры пораженные игроки выходят из игровой зоны на свои стартовые штабы или в специальные отстойники – респауны, где в течение 10-15 минут «восстанавливаются» и снова выходят в игровую зону.
Здесь следует отметить, что в отношении отдельно взятого игрока игра может длиться значительно меньше. Далеко не все и не всегда входят в игру на все миссии подряд и отыгрывают их от начала и до конца. К тому же никто не отменял физическую нагрузку на игрока и е последствие – усталость. Так что в общей сложности игрок в ходе сценарной игры проводит от 3-х до 5-ти часов. Говоря о времени сценарной игры следует также понимать, что сценарные игры могут организовываться по разным принципам. Игра проходит или по принципу НОН-Стоп, когда в игре нет перерывов, а игровые миссии выдаются командованию армии с определенным временным интервалом и должны быть выполнены армией в течение определенного времени или же по принципу Миссий, когда сценарий игры предусматривает выполнение ограниченного числа миссий (заданий) в течение отведенного промежутка времени.

Как пример двух типов организации игр - Большие Пейнтбольные Маневры организованы по принципу НОН-Стоп, а Серия игр «Переправа» по принципу Миссий.

4. Сюжет. 


Игра имеет определенный сюжет или сюжетную основу. Вся игра пронизана этим сюжетом и подчиняется ему. Многие сценарии тактических игр основаны на сюжетах знаменитых произведений литературы и искусства, а также на исторических военных событиях.
Генералы получают от организаторов игры конверты с игровыми заданиями и распределяют эти задания между боевыми подразделениями своей армии. Эти задания всегда соответствуют сюжету игры. Например, в ходе игры «Белое солнце пустыни», проходившей в пейнтбольном клубе «Гвардия», одной из сторон (красным) было дано задание освободить гарем Абдуллы. Игроки, выполняя это задание, должны были достичь условной контрольной точки «Педжент» и найти в окрестностях это точки несколько фотографий девушек из гарема.
Сюжет сценарной игры и ее сценарий - очень важный элемент сценарной тактической игры. От его понимания и поддержки со стороны игроков зависит львиная доля успеха игры и удовольствия от нее, которое получают игроки. 

Согласитесь с тем, что играя в пейнтбол можно поставить команде задачу - тащить это бревно из точки А до точки Б, а можно ту же задачу сформулировать по другому, более эстетично и более увлекательно. Например, ваша команда в этой миссии должна незамеченной пройти в квадрат А-4, обнаружить и захватить трансглюкатор зла в виде бревна с надписью «трансглюкатор» и доставить это устройство в квадрат Г-8, где его следует вручить Рыцарю плаща и кинжала в виде полосатого судьи с табличкой «Ожидаю Трансглюкатор». 

Согласитесь, такая постановка задачи гораздо интереснее! 

Сценарий привлекает внимание игроков. Особенно это стало актуально в последний год, когда у игроков появился выбор сценарных игр. Раньше сценарные игры были большой редкостью и проходили два-три раза в году. Сейчас все по-другому и в один день могут проходить сразу несколько игр в разных местах. И игрок сам выбирает, куда ему ехать. При этом выборе далеко не последнее место отдается сценарию игры. Игрок решает, в какую войну ему будет играть интереснее. В какой мир он хочет на время окунуться.

5. Правила.

Правила тактических игр существенно отличаются от упрощенных правил развлекательных игр и, тем более, от весьма сложных правил спортивного пейнтбола. Правила тактического пейнтбола позволяют использовать радиосвязь между игроками, пейнтбольные гранаты с краской, специальные дымовые шашки, а также в таких играх разрешено использование специально подготовленной колесной и гусеничной бронетехники и минометного оружия. К теме правил сценарного (тактического) пейнтбола мы еще вернемся.Со временем число игроков, которым по душе именно такие развлечения стало значительно больше и они стали собираться в определенные сплоченные группы – команды. И такие команды стали именовать себя тактическими командами, а игры, в которые они играли – тактическим пейнтболом.

Учитывая все эти особенности данной разновидности пейнтбола, а также учитывая, что любая игра в пейнтбол в сущности игра сценарная, можно смело утверждать, что говоря о больших и не очень больших сценарных играх гораздо уместнее употреблять термин «тактический пейнтбол».

Категория: Мои статьи | Добавил: Avtomat4ik (03.10.2009)
Просмотров: 1676 | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Мариупольский Клуб Тактического Пейнтбола РЭМБО © 2024